Синьи цюань

Второй легендарной личностью, с которой связывают основание стиля, является знаменитый полководец династии Южная Сун (ХIII в.) Юэ Фэй. Как и большинство героев Китая, он с "молодых лет он изучал гражданские и военные науки, много странствовал по Поднебесной". Легенды связывают его обучение с монастырем Шао линь и шаолиньцем Чжоу Туном, трактатами Дамо. Став военачальником, и основываясь на своих знаниях, он разработал систему военной подготовки солдат своей армии, которая успешно сражалась с часто вторгавшимися на территорию империи кочевниками-чжурчженями. С именем Юэ Фэя также связано создание нескольких стилей ушу и написание нескольких трактатов, в частности и приписываемый ему трактат по теории синь и цюань. 周侗 – Чжоу Тун(约1040年—1119年)陕西华州潼关人,人称“陕西大侠铁臂膀周侗” – Великий герой из Шэньси железнорукий Чжоу Тун,

В исторических документах есть малое количество информации о Дамо и Юэ Фэе, и совсем нет сведений о создании ими конкретно техники син и цюань, в то время как сохранилось немало красочных легенд, рассказов и даже романов, например "Сказание о Юэ Фэе" (автор Цян Цай).

Более достоверные факты о создании стиля связаны с человеком, жившем в конце династии Мин в начале становления династии Цинь (приблизительно 1620-1710 г.г.), точные даты в хрониках не указываются. Этого человека звали Цзи Цзикэ; для написания его имени брались созвучные иероглифы, и их смысл менялся, но фонетически это имя произносится как и прежде. По традиции в древности человек имел несколько имен: детское, официальное, посмертное. Также в течение жизни человек мог иметь несколько прозвищ и псевдонимов, по которым его узнавали в разных кругах. Из-за этого часто возникает неопределенность в установлении личности конкретного человека, тем более что его имя записывали разными иероглифами, сохраняя одинаковое звучание.

Цзи Цзикэ имел несколько прозвищ, которые произносились одинаково, но отличались по смыслу: Лун Фэн – "дракон и феникс", "вершина дракона", "вершина щедрости", "величественный феникс". А одно из написаний имени переводилось как Цзи – наемный убийца (цы кэ).

Он родился в селении Фэнли недалеко от города Пучжоу (провинция Шаньси); сейчас это место носит название Чжанин Сян в уезде Юн цзи. Его отец имел двух сыновей, старшего Цзиши и младшего Цзикэ. Семья Цзи жила зажиточно, имели 200 му земли, овец и коров. Достаток семьи позволил Цзикэ с молодых лет обучаться гражданским наукам и военному делу. Он проявлял большую склонность к воинским упражнениям и много времени занимался тренировкой тела и работой с оружием. Став старше, Цзикэ начал 'странствовать по Китаю в поисках знаний и учителей'.

Упоминают следующее предание: однажды лунной ночью, во время тренировки в горах, Цзикэ заметил, что за ним наблюдает странный старик. Цзикэ поклонился старцу в знак уважения. Старик похвалил работу Цзикэ, но заметил, что у него недостаточно "огня и блеска" в глазах, и посоветовал ему умыться в ручье. Когда Цзикэ вернулся от ручья, старика уже не было на месте, осталась лишь книга о воинском искусстве полководца Юэ Фэя. В Китае стало традицией называть подобную встречу "ю и жэнь" ("встретить удивительного человека"). После этой встречи Цзикэ стал заниматься еще усерднее, и его мастерство росло с каждым днем. Его земляки и сейчас рассказывают о том, что при возвращении в родное селение верхом на коне, молодой Цзикэ развлекался тем, что на полном скаку наносил уколы копьем в торцы балок карнизов домов и попадал в каждую десятую балку без промаха. Герой должен всех чем-то удивлять, хотя к син и цюань эти истории не имеют прямого отношения.

С приходом к власти маньчжуров настало время политических и социальных потрясений. Многие семьи, особенно аристократические, переезжали в южные провинции. Цзикэ отправился странствовать в провинцию Хэнань, где посетил легендарный монастырь Шаолинь. В 1927 году, потомок Цзи Цзикэ – Цзи Лянжан, даже обнаружил в монастырских архивах портрет своего знаменитого предка. По легендам, Цзикэ задержался в Шаолине на 10 лет, где прилежно осваивал канонические кулачные техники и технику владения оружием. Особенно ему нравились упражнения с длинным копьем. В расположенных неподалеку от монастыря города Лоян и Кайфын он любил наблюдать за петушиными и перепелиными боями, которые часто устраивались на рыночных площадях. Считается, что подобные развлечения были завезены в Китай мусульманскими купцами, которые торговали по всему Шелковому пути, хотя в Китае подобные развлечения известны еще со времен Конфуция. Наблюдая за манерой боя птиц, которых тщательно отбирали и тренировали, сопоставляя ее с идеями и принципами шаолиньских техник и собственным опытом, Цзикэ определил 6 ключевых принципов боя, и перенес их на теорию фехтования копьем, а в последствии и на кулачный бой. Если внимательно присмотреться к технике и методам тренировки различных старых стилей ушу, то можно заметить, что многие из них произошли из методов фехтования.

Эти 6 принципов ("шаги петуха", "поясница дракона", "руки медведя", "хватка орла", "тигриное охватывание головы", "громоподобное, взрывное усилие удара") стали основой для созданной им системы боя. Эту систему стали называть “синь и лю хэ”, что означает технику “сердца и мысли шести единений”. За время своего существования эта система видоизменялась и получала различные названия: - синь и лю хэ мэнь (школа сердца и мысли шести единений); - лю хэ цюань (кулачная техника шести единений); - син и цюань (кулачная техника действия и мысли); - и цюань (кулачная техника мысли); - синь и лю хэ цюань (кулачная техника шести единений, сердца и мысли); - син и цюань (кулачная техника формы и мысли).

В одном из документов, которые хранятся в семье Ма, есть стихотворное изречение о том, что название техники "син и лю хэ цюань" внешнее, но существует и внутреннее скрытое название "шоу дун чэнь цзи и" (в переводе "искусство хранителей пещерной пыли" или "искусство сохранения нетронутой пещерной пыли"). Это намекает на традицию даосских небожителей, обитавших в горных пещерах ( один из популярнейших образов даосского пантеона Люй Дунбинь, буквально – Люй, Воин из Пещеры), и на Да Мо, который достиг озарения, сидя лицом к стене в пещере гор Суншань.

В семейной хронике клана Дай есть сведения, что Цзи Цзикэ встретил в Чжуннаньшань даосского наставника Фу Шаня из секты "ци бу чэн цзи"(в переводе "искусство семи слоев пыли"), который и передал ему методы нэйгун (внутренней работы) даосской традиции и трактат "ба цзы усин ши цзы яо лу"( в переводе "десять важных суждений о пяти первоэлементах и восьми иероглифах"). Возможно, эта встреча и повлияла на возникновение малоизвестного названия стиля.

После странствований, Цзи Цзикэ вернулся в родное селение, где завел семью. В семейной хронике сохранились записи о том, что он прожил более 80 лет, имел шестерых сыновей, которых звали Цзя Цзе, Цзя Цюй, Цзя Вэй, Цзя Дай, Цзя Цяо, Цзя Кань. Первый слог в их именах, "цзя", означает охрану или защиту, что косвенно указывает на род их занятий, и, скорее всего это не имена, а прозвища.

За мастерство владения копьем его часто называли “Волшебное копье”; защищая селение от нападения разбойников, он даже "голыми руками уничтожал главарей". Цзи Цзикэ обучал детей и внуков воинскому искусству, которое распространилось в последствии в провинции Хэнань. Внучатый племянник Цзи Цзикэ – Цзи Цюаньшоу, обучал семью Чжан, жившую в районе Чжун Нань Шань. Чжуннаньшаньская ветвь син и цюань существует и по сей день, хотя считается малоизвестной.

Односельчане уважительно называли Цзикэ - "фу цзы" ("мудрый учитель"); его портрет хранился в родовом храме семьи Цзи более 200 лет.

Знания семейного стиля Цзи получили еще два ученика, которых звали Цао Цзиу и Ма Сюэли.

Цао Цзиу был выходцем из старой аристократической семьи провинции Шэньси. Он получил хорошее образование, после чего сдал экзамен и занял должность чиновника в провинции Шаньси. С молодых лет он был дружен с Цзи Цзикэ, что послужило причиной передачи знания стиля в семью Цао . Именно в семье Цао, техника стиля стала приобретать теоретические обоснования, зафиксированные в семейных трактатах.

Трактат "Цао Цзиу Ши Фа Чжай Яо" ("10 избранных методов Цао Цзиу"), который хранится в семье Цао, упоминается в древних записях по воинскому искусству в монастыре Шаолинь, а в первой половине 18 века фигурирует в хрониках семьи Ма из города Лоян провинции Хэнань и семьи Чэнь из Чэньцзягоу той же провинции. Меняется авторство и название, текст остается прежним.

Другой ученик - Ма Сюэли, представитель мусульманской общины города Лоян провинции Хэнань, "с молодых лет увлекался изучением воинского искусства". Он узнал, что в соседней провинции Шаньси есть знаменитый мастер, который не выносит знания из семьи. Ма Сюэли решился на хитрость, нанявшись в семью Цзи слугой. Притворяясь глухонемым, он тайно учился в течение трех лет. Когда обман раскрылся, Цзи Цзикэ не прогнал настойчивого ученика, а оставил работать управляющим семейной канцелярией и полностью передал знания семейного искусства. По другим сведениям Цзикэ, сославшись на свою старость, отправил его обучаться в чжуннаньшаньскую семью Чжэн. Подобные или похожие рассказы передаются и в других традициях угуна. Например о обучении Ян Лучаня в семье Чэнь в Чэньцзя гоу.

Позже Ма Сюэли вернулся в Лоян, где и заложил основы Хэнаньского направления синь и лю хэ цюань. Техника этого направления передавалась в среде мусульманской общины и практически не выходила за рамки семейных и мусульманских кругов до 1949 года.

Материал взят с сайта http://wulin.com.ua