Небольшое вступление к разделу Даоли - Принципы и Основы
Главы из книги "Беседы о синьи цюань и багуа чжан"
Споры об отдельности теории и практики являются абсурдом. Любая Теория - это попытка пояснения Закона или принципа языком символов, схем, моделей, кратких выражений, терминов.
Древние мудрецы называли подобное Основоположениями, пытающимися описывать Закономерности любого процесса практики.
- 道理 和用法不是二个Теория и Практика это не Два.
- 道理用法合一Теория и практика Едины - "Даоли Юнфа хэ и".
- Проявления Закона и вариативность практической реализации очень многообразны и изменчивы или "сокровенны и удивительны - сюань мяо".
Язык теории символичен и формален. Символы и образы выбирают понятными для тех, кому пытаются пояснить. Если Принципы не поняты через опыт практики, то и пояснить их теоретическими символами и понятиями не удастся. Для составления основоположений и обучение теории, требуется большой опыт в практике, наглядность примеров, методика и методология преподавания.
Для прямого и непосредственного обучения ремеслу не требуется лишних теоретических выкладок, так как и преподаватель и ученик находятся в одном процессе, пользуются одними методами и методиками. Как говорится в старых китайских книгах - "Когда рубят топорище, пример всегда рядом". Но для описания и сохранения макета-схемы, поясняющей процесс, выбирают понятные символы и образы. То ли черты, то ли картинки - иероглифы, образы и символы традиционной медицины, религиозные образы, математические формулы, буквы и так далее. Живой процесс идет и живет в независимости от того, понимаете ли вы его или описываете.
Схемы, образы, модели помогают в обучении, но и мешают живому процессу своими условностями и формальностями. Сам символ и пример часто начинает заменять закон и принцип. Вот музыка - это не ноты, но нотами можно записать "схему" музыкального произведения. Так и слова - они только пытаются помочь передать смысл. Поэтому спор о том, что теория это одно, а работа это другое - абсурд.
Естественно, что карта и схема местности это совсем не то, что реальная местность, но все мы пользуемся картами и навигаторами. Нам важен живой процесс и его результаты, а не слепая практика или формальные теории её описания. Тем более, что каждый символ Основоположений указывает, что он проявляется во всех аспектах и в разных "плоскостях и гранях" Живого процесса. Он как бы "маяк" помогающий сверять индивидуальный курс, меру, порядок, во время обучения, а не "слепой догмат" для подражания. Как говорили - "не догма , а руководство к действию".
Поэтому теория это помощь в обучении. Она включает в себя образность и схематичность пояснений опыта поколений старых мастеров, которые помогают избегать и исправлять ошибки и недочеты в тренировочно - обучающем процессе. Поэтому в старых книгах и цюаньпу теоретические основы часто передаются образными понятиями, терминами, старыми схемами и моделями, которые были понятны в той старой социальной и профессиональной среде общения.
В наше время, даже для носителей китайского языка эти понятия становятся или формальными или совсем непонятными. Поэтому книжное понимание принципов изложенных в старых трактатах ведет к еще большей формализации и даже помехе в обучении. Вот и получается, что все эти красивые Схемы и Образы воспринимаются, как отдельное от практики "экзотическое"-"эзотерическое" чтиво, а практика пускается на поиск того или иного удобного проявления для конкретно взятого обучаемого. Тогда и говорят, что теория это одно, а практика совсем другое.
Для хорошей и плодотворной работы желательно, что бы эти составляющие процесса Обучения были едины в методике и методологии. Старая схема ТриЕдиности, "порождающей всё" встречается повсеместно и в технических и гуманитарных системах передачи Закономерности, так как она свойственна человеческому сознанию и способности узнавать, моделировать. прогнозировать.
Это свойство инструмента и метода. Три Мира, Троица, сань ти三体 , сань цай 三才, сань цзе 三节, сань лянь 三连 ..........