Влияние исторических условий на формирование боевых искусств

Когда человек впервые слышит о том, что ушу является продуктом своего времени, то это, как правило, вызывает недоумение и требует дальнейших разъяснений.

Отличным примером подобного разбора является интервью востоковеда А.В. Арапова "О генезисе каратэ и путях дальнейшего развития". Несмотря на то, что речь идет о культуре другой страны, общие идеи, тенденции справедливы и для ушу.

Здравствуйте, Александр Владиленович! Сейчас уже многие каратисты скептично воспринимают разговоры о генезисе каратэ в крестьянской среде. Ну, а тогда откуда же появился этот миф и где его поддерживали?

Как правило, такая гипотеза отталкивается от того факта, что на Окинаве в определённый период было запрещено иметь оружие. Но крестьянам оружие было запрещено иметь и в Японии. Если крестьянам повсюду было запрещено иметь оружие и обучаться владению им, то почему именно на Окинаве это привело к развитию каратэ? Неужели окинавские крестьяне отличались какой-то особенной боевитостью, которой не было у их японских коллег?

Сомнительной выглядит сама идея, что крестьяне годами целенаправленно готовились к схваткам с самураями. Крестьянские восстания нигде не были результатом какой-то целенаправленной подготовки и планирования, они вспыхивали спонтанно, когда жизнь становилась совершенно невыносимой. К тому же крестьянин в традиционном обществе — это не фермер. Он живет в хорошо просматриваемом и контролируемом пространстве общины. Неужели аристократы сквозь пальцы будут смотреть на то, как крестьяне собираются их бить голыми руками, серпами и цепами для обмолота?

У всех народов среди крестьян были распространены легенды, о некоем крестьянине, который отомстил феодалу за все обиды и притеснения, о благородных разбойниках, таких как Робин Гуд, грабивших богатых. Были они, очевидно, и на Окинаве. В Европе после буржуазных революций 18-19 веков тема борьбы «третьего сословия» против аристократии была популярна. Такая борьба представлялась делом героическим и романтическим. В самой Японии «Реставрация Мэйдзи» фактически была буржуазной революцией, приведшей к ликвидации феодализма. Поэтому идея происхождения каратэ в среде крестьян, боровшихся против аристократов, выглядела привлекательной и в Японии и на Западе. Сыграла роль и специфика аристократического сословия на Окинаве, из-за которой окинавских аристократов низкого ранга могли путать с крестьянами. О ней мы будем говорить дальше.

В какой среде тогда зарождалось каратэ и откуда идут корни этого единоборства? Почему оно появилось на Окинаве

Вопрос о происхождении окинавского каратэ в настоящее время хорошо исследован. Все исторические факты говорят о том, что каратэ на Окинаве было аристократическим боевым искусством. Ключевую роль в возникновении каратэ именно на Окинаве сыграла ее роль своеобразного культурного моста между Китаем и Японией.

В 1372 году король Тюдзана (одного из трех окинавских государств) Сотто установил дипломатические и торговые отношения с Китаем. Император вручил окинавским послам печать, которая стала использоваться для инвеституры окинавских королей (хотя окинавские королевства никогда не входили в состав Китайской империи).

С целью распространения в королевстве Тюдзан китайской культуры в 1392 году недалеко от столицы королевства была основана китайская колония Кумемура. Эта колония стала центром китайской учёности. Наряду с другими китайскими науками здесь изучали и боевые искусства. Обитатели этой колонии вступали в браки с местными жителями. Китайцы из Кумемуры и их потомки становились дипломатами, переводчиками и занимали другие престижные позиции в окинавском государстве. Таким образом, боевые искусства на Окинаве изначально культивировались в элитарной среде.

В дальнейшем каратэ на Окинаве практиковалось среди аристократического сословия печин (пичин). Хотя печин зачастую и называли себя на японский манер самураями, однако у них было существенное отличие от своих японских собратьев по аристократическому классу. Если самураи были, прежде всего, воинами, то печин были гражданскими чиновниками. При этом, чиновник на Окинаве был не только «эффективным менеджером» или бюрократом. Чиновник должен быть интеллектуалом, знатоком традиционных китайских наук. Сама концепция чиновника-ученого, сдающего квалификационные экзамены по текстам классических авторов — это типично китайская идея. Для получения соответствующего образования печин совершали поездки в Китай, в основном в провинцию Фуцзянь. Поэтому в основу окинавского каратэ легли боевые искусства, распространенные в этой провинции.

Когда король Сё Син (1477–1526) создал на Рюкю централизованное государство, оружие и у печин и у простолюдинов было конфисковано для предотвращения бунтов. После вторжения в 1609 году войск клана Симадзу из княжества Сацума были введены новые ограничительные меры. Печин было запрещено приобретать оружие. Однако им разрешено было оставить у себя то оружие, которое у них уже имелось. Его можно было поддерживать в боеспособном состоянии, но запрещено было носить публично. Эти ограничительные меры способствовали развитию на Окинаве боевых искусств, ориентированных на бой голыми руками и с использованием подручных средств.

Сословие печин имело свою иерархию. Среди них были и столичные сановники и административные работники в глубинке. Печин мог быть и сельским старостой. Но всё равно, это был не крестьянин, выбранный своими односельчанами, а потомственный чиновник. При этом, наряду с исполнением чиновных обязанностей, он мог заниматься и сельскохозяйственным трудом. Поэтому при занятиях боевыми искусствами они использовали крестьянские орудия труда. Это тоже послужило одним из толчков к возникновению легенды о том, что каратэ создавали крестьяне. Кроме того, надо отметить, что использование ряда крестьянских орудий пришло уже в готовом виде из Китая и могло быть вообще не связано с родом деятельности конкретного бойца.

Из стилей, которые изучали в Китае гости из Окинавы, следует особо отметить стиль Белого Журавля и стиль Пяти предков.

Стиль Белого Журавля (Байхэцюань) относится к числу южнокитайских стилей, он возник в провинции Фуцзянь. Согласно традиции его создала женщина-мастер – Фан Хи Нианг. Стиль относится к категории шаолиньских стилей, и является одним из шести наиболее известных стилей этого направления. Отец Фан Хи Нианг был мастером южнокитайских боевых искусств и обучал им свою дочь. Как гласит легенда, однажды, когда Хи Нианг занималась хозяйственными делами, рядом с ней на землю опустился журавль. Хи Нианг попыталась прогнать его с помощью палки, используя полученные от отца уроки. Однако, журавль успешно противостоял ее попыткам. Он ловко уворачивался от ударов и успешно контратаковал. Тогда девушка стало внимательно наблюдать за поведением журавлей. Хи Нианг на основе этих наблюдений и наставлений отца создавала свой собственный стиль.

В этом стиле акцент делается не на блоки, а на уклонение от ударов и контратаку с учетом уязвимостей противника. Считается, что он особенно подходит для самообороны женщин, так как требует больше ловкости, чем физической силы.

Стиль Пяти Предков (Уцзуцюань) представляет собой синтез принципов и практики взятых из пяти источников: дыхательные практики и Железная рубашка Бодхидхармы; позиции и динамика стиля Люохан; точность и эффективные движения императора Тай Цзу; работа руками и сочетание гибкости и жесткости стиля Белого журавля Фуцзянь; работа ногами и быстрота стиля Обезьяны. К этим пяти источникам добавлены наставления Госпожи в Зеленой одежде – Богини войны, сексуальности и долголетия, которая была наставницей Желтого Императора. Она передала техники Дим Мак – нанесения смертельных ударов в акупрессурные точки тела. Стиль пяти предков сочетает в себе как внешнюю, так и внутреннюю работу.

На основе китайских стилей и местных наработок печин создали ряд школ боевых искусств. В 18 веке сформировались три стиля: Сюри-те, Наха-те и Томари-те, названные по именам трех городов, в которых они возникли. Сакукава Канга (1782–1838), изучавший боевые искусства в Китае, в 1806 начал обучать созданному им стилю, который он назвал «Туди Сакукава», т.е. «Сакукава китайской руки». В 1820-е годы, Мацумура Сокон (1809–1899) ученик Сакукавы создал стиль Серин-рю на основе стилей Сюри-те, Томари-те и китайских шаолиньских стилей. На схеме, приведенной ниже, можно видеть преемственность от Сакукавы Канга до Фунакоси Гитина.

Окинавское, японское и западное каратэ. В чем их ключевые различия и какие стили носили наиболее практический характер, а какие более формальный?

Сделаем небольшое отступление. Если говорить о единоборствах с точки зрения их «места в жизни», можно выделить три типа.

  • Первый — это искусства непосредственно связанные с боевыми действиями, они практиковались профессиональными воинами и применялись на поле боя. В современную эпоху их в том или ином объеме изучали и солдаты призывной армии. Джи-джитсу как раз является примером такого боевого искусства.
  • Второй тип – единоборства как зрелище, и как выяснение, кто сильнейший. Во все времена зрители любили посмотреть на выступления борцов на свадьбах и ярмарках, при дворах королей и князей. В Европе это направление приобрело очертание спортивной борьбы. Здесь мир правил, весовых категорий и красивых поединков. И, конечно, спорт – это способ физического и нравственного совершенствования, воспитания воли и характера. Из восточных единоборств к второму типу можно отнести дзюдо. Дзигоро Кано сознательно ориентировался на западную концепцию спорта. Второй тип можно разделить на два направления: массовый спорт и спорт высоких достижений. Первое ориентировано на личное физическое и духовное развитие (к нему примыкают советская физкультура и западный фитнесс), второе – на победу на крупных соревнованиях.
  • Третий тип – единоборства, пришедшие из мира уличных драк, бандитских шаек и таких мест, где жизнь – это постоянная борьба за выживание. Жоржи Амаду воспел этот мир в «Генералах песчаных карьеров». Классические представители этого типа единоборств — бразильская капоэйра и французский сават.

И теперь с точки зрения такой классификации по «месту в жизни» посмотрим на те виды каратэ, которые ты перечислил. Окинавское каратэ сохранило более тесную связь с «военно-полевыми» боевыми искусствами. Японское формировалось как спорт, причем больше в сторону массового спорта. Но здесь есть важный момент, специфически японский. Для японской культуры характерно сочетание западных идей и восточных традиций.

ФУНАКОСИ ГИТИН В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ СВОЕГО СТИЛЯ СЕРЬЕЗНО ИЗУЧАЛ МЕТАФИЗИКУ И ПРАКТИКУ БУДДИЙСКИХ ШКОЛ СИНГОН И ДЗЕН. У НЕГО ПОЛУЧИЛАСЬ В ИТОГЕ, КОНЕЧНО, НЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, А ДУХОВНО-ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

Американское каратэ формировалось отчасти как спорт высоких достижений, ориентированный на зрелищные соревнования, отчасти как искусство самозащиты. Американское общество – это не только мир городков, в которых можно не запирать двери, и политкорректности. Это еще мир молодежных банд и «опасных районов», в которых «приличной публике» лучше не появляться. «Американское кэмпо» разработанное Эдом Паркером ориентировано на самооборону, на уличные схватки. Показательно, что Эд Паркер удалил из своей системы все восточные концепции и восточную терминологию.

Почему каратэ так быстро вытеснило исконно японское джиу-джитсу?

Я бы не сказал, что джи-джитсу полностью сошло со сцены. В начале XX века джи-джитсу стало очень популярно на Западе. Выходило множество руководств на разных языках. Их даже сейчас переиздают. Различие, я думаю как раз в том «месте в жизни», о котором мы только что говорили. Джиу-джитсу — система, ориентированная на реальный бой. Не случайно, сформировалось и успешно развивается «полицейское джиу-джитсу», поскольку в полицейской практике необходимо ориентироваться на реальную схватку с реальным преступником.

В Японии в начале XX вв. джиу-джитсу стало рассматриваться как некий пережиток эпохи феодализма, как грубое и жестокое рукоприкладство. Каратэ оказалось более созвучно общественному сознанию новой европеизированной Японии. Каратэ предстало как духовный путь, ориентированный на победу не столько над внешним врагом, сколько над самим собой. Таким его сознательно формировал Фунакоси Гитин и другие мастера этой эпохи. Фунакоси так интерпретировал слово «пустой» (кара):

«ОЧИСТИТЬ СЕБЯ ОТ ЭГОИСТИЧНЫХ И ЗЛЫХ МЫСЛЕЙ… ПОСКОЛЬКУ ТОЛЬКО С ЧИСТЫМ УМОМ И ЧИСТОЙ СОВЕСТЬЮ ПРАКТИК СМОЖЕТ ВОСПРИНИМАТЬ ПОЛУЧАЕМОЕ ИМ ЗНАНИЕ».

Что заставило многих западных спортсменов отказаться от более цветистой техники каратэ и развивать такой виде единоборств, как кикбоксинг?

Дело думаю не в том, что кикбоксинг сам по себе лучше каратэ (или наоборот). Важна способность конкретного человека взять максимум от данной системы. Тут надо понять специфику восточных боевых искусств. Возьмем название одного из классических ката — санчин.

Оно пришло в каратэ из ушу. Санчин переводится как «Три битвы».

Речь идет о битве тела, души и духа. Душа здесь понимается не только в психологическом плане, но и в энергетическом. Соответственно каждое упражнение должно быть освоено на каждом из этих уровней. Причем освоение идет именно в этой последовательности. Сначала длительное время – месяцы или даже годы – осваивается физический уровень, затем ученик , по идее, должен начинать ощущать энергетическое наполнение упражнений и, наконец, стоящую за ним духовную реальность.

Каждый из этих уровней должен быть непосредственно передан от учителя к ученику. Естественно, учитель сам должен был в свое время получить такую передачу и полностью реализовать в своей практике все уровни техники. Только в этом случае он может учить ей других. Ученик должен быть способен воспринять эти уровни. Это зависит и от его врожденных задатков и от его мировоззрения.

ЕСЛИ НИ УЧИТЕЛЬ, НИ УЧЕНИК НЕ ГОТОВЫ К ТАКОЙ РАБОТЕ, ТО ПОЛУЧИТСЯ ТОЛЬКО ИМИТАЦИЯ СИСТЕМЫ, ИМИТАЦИЯ ПУТИ. В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ, БУДЕТ ОСВОЕН ТОЛЬКО ФИЗИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ СИСТЕМЫ.

Для большинства американцев, начинавших заниматься японскими боевыми искусствами, вся их буддийско-даосская основа была и неинтересна и непонятна. Поэтому, они избрали разумный подход – не тратить время и силы на имитацию, а вместо этого на физическом уровне и сосредоточиться. И в этом случае опять же разумно было действовать без оглядки на те каноны, которые имели смысл только внутри традиционной трехуровневой системы.

Почему вообще в спортивном мире, вдруг вспомнили об окинавском каратэ, в самый разгар популярности таких не окинавских стилей, как шотокан, киокушинкай?

Когда каратэ стало распространяться по всему миру, то и окинавские мастера не остались в стороне от этого процесса. На их стороне была возможность говорить о своих стилях как об исходной, изначальной форме каратэ. Это европейская идея со времен Возрождения и Реформации – «назад к первоисточникам». На окинавскаое каратэ работала его репутация прародителя каратэ японского.

Вопрос ката в каратэ и в других восточных единоборств неоднократно поднимался, в связи с разрывом движений в ката и поведения бойца в реальном поединке. При том, большее значение ката играет именно в ушу, тэйквондо и каратэ. В джиу-джитсу же, дзюдо, муай тай, кудо, изучение ката носит либо формальных характер, либо вовсе отсутствует.

Не является ли ката, неким анахронизмом, пришедшим в Японию из Китая?

Действительно, тхэквондо и каратэ тесно связаны с китайскими доктринами и практиками. Джи-джитсу и дзюдо больше связаны с собственно японскими воинскими традициями. Но ката в каратэ и пхумсэ в тхэквондо – это всё-таки не столько архаика, сколько выражение определённого учения о человеке и его энергии. Конечно, существуют различные мнения о прикладном значении формальных упражнений. Но не менее (а по моему скромному мнению – более) важно их понять с точки зрения фундаментальной даосской доктрины.

Согласно традиционному учению, в теле человека есть блоки, которые препятствуют свободному движению энергии. Эти блокирующие моменты необходимо снять посредством правильной стойки и ряда упражнений. Низкая стойка с широкой постановкой ног ведет к раскрытию крестца и суставов ног. В результате энергия свободно может течь через ноги и таз снизу вверх и сверху вниз. Оба движения важны. Движение снизу вверх дает концентрацию энергии в нижнем дантяне. В такой стойке человек укоренятся в земле. Поток энергии свободно течет через ноги к нижнему дантяню. Затем, в момент удара ногами энергия течет от нижнего дантяня к атакующей поверхности. Пхумсэ соотносятся со стихиями. Каждое упражнение является своего рода динамической медитацией, освоением данной стихии. Потом на мастерском уровне происходит слияние, синтез всех стихий в единую энергию.

Не является ли американское каратэ попыткой создать нечто большее, чем просто каратэ? Многие из представителей американского каратэ более-менее сносно выступили на первых турнирах по UFC. На мой взгляд, умение приспособится к условиям других правил, других стилей – основной критерий проверки реалистичности единоборств.

Всё то, что я говорил о кикбоксинге, относится и к американскому каратэ. Только кикбоксинг открыто разорвал связи с японско-окинавской традицией, а американское каратэ сохранило определённую преемственность.

И здесь я позволю себе высказать такой тезис – стиль, в котором реально присутствует энергетическая и духовная составляющие сможет побеждать и в реалистическом единоборстве. Но если из этого же стиля оставить одну лишь физическую составляющую, то его представители начнут проигрывать тем стилям, которые с самого начала работали только с физической стороной, но работали разносторонне и изобретательно. При этом тот факт, что осталась одна физическая оболочка может и не осознаваться, многие могут пребывать в приятном заблуждении относительно характера своей работы. Американские каратисты не стали делать вид, что работают на тонком уровне и начали проявлять гибкость в технической стороне.

Почему в молодой РФ на смешанных боях каратэ представили, в первую очередь, представители стиля киокушинкай?

Можно сказать, что во времена, когда Масутацу Ояма создавал кёкусинкай маятник качнулся в другую сторону, по сравнению с временами Фунакоси. В эпоху Мэйдзи, когда формировались сётокан и дзюдо, в Японии проходила ускоренная модернизация. В стране активно внедрялись западная культура и западные ценности. Это выражалась даже во внешнем виде японцев. Государственные чиновники стали носить фраки, а придворные дамы одеваться по парижской моде. Были упразднены феодальный строй и сословие самураев. Как мы уже говорили, Фунакоси и Кано хотели уйти от ассоциаций с жестокими и кровавыми схватками самураев эпохи феодализма.

И вот маятник качнулся в другую сторону. И, в общем-то, опять под влиянием Запада. После Второй мировой войны на Западе восточные боевые искусства были уже широко известны, но воспринимались именно как методы ведения реального боя. Скажем жестче — как искусство убивать. Масутацу Ояма как раз такое каратэ и предложил. Для теоретического обоснования своей реформы, он представил новый стиль как возрождение древних традиций бусидо, как возврат к корням. Это еще одна особенность японской культуры – новое в ней выступает в качестве восстановления древнего. Император Мэйдзи назвал свои модернизационные реформы реставрацией. Ояма стал выступать в Америке, пропагандировать свой стиль по всему миру, создал Международную организацию каратэ. Большую роль в его системе играли полноконтактные спарринги. И соответственно, кто занимается полноконтактным спаррингом, тот будет уверенно чувствовать себя на соревнованиях, предполагающих полный контакт.

Многие каратисты боготворят Мачиду, представителя каратэ и БЖЖ в смешанных единоборствах (хотя, по сути, он не является «чистым» представителям каратэ, ровно как никто сейчас в ММА не представляет какой-то конкретный стиль). Почему кроме него другие каратисты не смогли добиться таких успехов в межстилевых схватках?

Мачида с трех лет изучал каратэ, с детства осваивал сумо и с подросткового джиу-джитсу. Такое очень удачное сочетание различных техник и подходов, наряду с его личной одаренностью, дало блестящий результат.

Опять же, вернемся к традиционному каратэ. Сейчас на Западе популярно находить прикладной аспект в приемах и ката, адаптировать приемы окинавского каратэ к «смешанному рингу». С чем это связано?

Сам факт, что для одних и тех же ката даются различные толкования их прикладного значения говорит о том, что это уже толкования, составленные задним числом. Китайские стили, от которых произошло каратэ, были тесно связаны с буддийской и даосской монашеской традицией. А в монашеской жизни любое действие — это ритуал и медитация. При этом китайские боевые искусства вовсе не отрицали жестких, полноконтактных соревнований. В 1928 году Центральная академия боевых искусств Китая провела турнир с участием 600 мастеров как внешних, так и внутренних стилей. В течение нескольких дней соревнований двое участников были убиты и несколько получили серьезные травмы. Соревнования были остановлены, чтобы предотвратить взаимное истребление участников.

В ката традиционно были заключены ключевые моменты доктрины и практики данной школы. Однако их понимание приходит после длительной и упорной работы, и только если была получена «прямая передача от сердца к сердцу без посредства знаков».

Представители окинавского каратэ утверждают, что, в отличие от японских стилей, их каратэ носит боевой и более жесткий характер. Правы ли они? По сути, базовая техника окинавского каратэ отличается от шотокан, в нем меньше высоких ударов ногами, больше клинча, больше ударов по ногам.

Надо отметить, что окинавское каратэ в его современном виде сформировалось в той же духовной ситуации, в которой создавал свой стиль Фунакоси Гитин. Философия окинавского каратэ не столь сильно отличается от философии японского. Один из наиболее известных мастеров окинавского каратэ Сёсин Нагамине говорил:

«КАРАТЭ МОЖЕТ РАССМАТРИВАТЬСЯ КАК БОРЬБА ВНУТРИ СЕБЯ ИЛИ КАК МАРАФОН ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫИГРАН ТОЛЬКО ПОСРЕДСТВОМ САМОДИСЦИПЛИНЫ, ТЯЖЕЛЫХ ТРЕНИРОВОК И СОБСТВЕННЫХ ТВОРЧЕСКИХ УСИЛИЙ».

Но, всё-таки, в нем больше сохранилось от тех времен, когда боевые искусства применялись на поле боя. Те особенности, которые ты назвал, можно найти в различных армейских учебных пособиях и наставлениях по рукопашному бою – и советских и американских. Они проистекают из специфики схватки именно на поле боя.

Какое будущее у каратэ?

Традиционное каратэ станет еще более традиционным, а нетрадиционное – еще более нетрадиционным. Развитие будет идти в двух направлениях, соответствующие классическим понятием — дзюцу – прикладная техника, и до – д жизненный путь, путь духовного развития.

Материал взят с сайта Каратэ длиною в жизнь