Базовые стойки в ушу - основа полноценных тренировок

В Китае говорят: хороший ученик тот, кто хорошо наносит удары, а мастер - тот, кто хорошо стоит и передвигается.

Как бы скучно или не интересно это ни было, но изучить стойки приходится каждому, кто сколь-нибудь серьёзно планирует заниматься ушу (武术). Это фундамент, без которого практическое применение техник не работает, а изучение "хитрых" способов перемещений и более тонких методов работы превращается в пустую пародию.

Изучая стойки ушу, нужно помнить, что это не статичные позиции, а формы шага, изменяющиеся под условия ведения поединка. Это, прежде всего, динамика.

Набор основных стоек и требования к ним в разных стилях могут отличаться. Но основные требования остаются неизменными: устойчивость и мобильность - возможность быстро перейти из одной позиции в другую.

Со временем выполнение этих форм шагов должно стать настолько же естественным и привычным, как, например, заваривание чая.

Далее приведено краткое описание основных форм шага - бу син.

  1. Бинбу (并步) - "сомкнутый шаг"

    Используется как подготовительная, начальная позиция.

    Ноги вместе, колени прямые, носки смотрят вперед.

    Руки в кулаках на поясе или лежат ладонями сбоку на бедрах, спина прямая, взгляд прямо, вес распределен на обе ноги равномерно.

  2. Мабу (马步) - "поза всадника"

    Ноги поставить на двойной ширине плеч (примерно 4 стопы), стопы направить вперёд.
    Бёдра параллельны полу, спина прямая, центр тяжести - посередине.

    Не допускать наклона корауса вперед, проседания таза вниз.

  3. Гунбу (弓步) - "позиция лучника"

    Одной ногой выполнить длинный глубокий шаг (равный 5 ступням).
    Бедро этой ноги должно быть параллельно полу, а носок завёрнут вовнутрь на 30 градусов.

    Сзадистоящая нога прямая, стопы параллельны и прижаты к полу. Корпус направлен вперёд.

  4. Баньмабу (半马步) - "половинная мабу"

    Из стойки мабу развернуть носок ноги наружу под углом 90 градусов.
    Корпус также немного развернуть в сторону этой ноги и держать прямо.

  5. Чабу (叉步) - "скрестный шаг"

    Из стойки бинбу правая нога зашагивает назад за левую, оба колена согнуты, пятка правой ноги оторвана от земли.
    Стопы развернуты: левая влево, правая вправо.

    Используется при быстрых переходах и отходах назад, либо как подготовительная позиция для входа в более устойчивую стойку Мабу или Гунбу.

  6. Себу (歇步)- "отдыхающий шаг"

    Применение позиции основано на неожиданном смещении центра тяжести вниз с одновременным скручиванием корпуса.

    Из положения ноги на ширине плеч согнуть обе ноги в коленях и, скручивая корпус, опуститься вниз.
    Стопа ноги, находящейся впереди, разворачивается в сторону, ягодичная мышца прижата к пятке, находящейся сзади ноги.

    Корпус выпрямлен и полуразвёрнут в поясничном отделе позвоночника. Пятка ноги, находящейся сзади оторвана от пола.

    Нога полностью согнута в коленном суставе. Вес тела равномерно распределен на обе ноги.

    Себу может быть различной высоты, используется для ухода от атаки и для низкой атаки.

  7. Сюйбу (虚步) - "пустой шаг"

    Ноги слегка расставить в стороны.
    Присесть на одной ноге, немного согнув ее в колене, носок стопы развернуть наружу под углом 45 градусов, вся тяжесть тела должна приходиться на эту ногу.

    Другую ногу слегка согнуть в колене и поставить на носок перед собой, ее колено чуть повернуть вовнутрь.
    Спина прямая, корпус в пояснице наклонен немного вперед.
    Носок впередистоящей ноги стоит на одной линии с пяткой ноги, стоящей сзади.

    Эффективна при отходах, ударах передней ногой и уходах с блоком и разрывом дистанции.

  8. Динбу (丁步) - "шаг-гвоздь"

    Поставить ноги вместе.
    Чуть присесть, немного согнув ноги в коленях. Корпус прямой.

    Стопу одной ноги поставить на кончики пальцев рядом с центром другой стопы, бедро этой ноги должно быть параллельно земле.

    Центр тяжести – на ноге, которая полностью стоит на земле.

  9. Хэнданбу

    Гунбу с поворотом корпуса вбок на 90 градусов.
    Взгляд направлен в сторону вытянутой ноги.
    Корпус наклонен в сторону переднестоящей ноги и образует прямую линию от выпрямленной ноги.

  10. Пубу (仆步) - "стелющийся шаг"

    Сесть на одну ногу, полностью согнув ее в колене. Вес тела перенести на согнутую ногу. Другую ногу выпрямить и отставить в сторону, развернув ступню вовнутрь.

    Ступни обеих ног должны полностью плотно стоять на земле. Корпус необходимо развернуть к выпрямленной ноге. Спина прямая.

  11. Дулибу (独立步) - "шаг на одной ноге"

    В позиции динбу поставьте руки на пояс и поднимите ногу, согнутую в колене на уровень груди.
    Носок оттянут вниз и немного развернут внутрь.

    Голень перпендикулярна полу. Опорная нога выпрямлена в колене. Живот втянут, спина прямая.

    Характерные ошибки: опорная нога согнута в колене, колено поднято недостаточно высоко, носок не оттянут вниз, корпус наклонен вперед или отклонен назад.

  12. Гуйбу - "стойка хромого"

    Левая нога впереди, колено согнуто и находится над большим пальцем одноименной стопы.

    Правая нога стоит сзади на расстоянии 1,5 стопы от передней, опираясь на носок, пятка оторвана от земли, колено согнуто и развернуто вовнутрь.

    60% веса тела приходится на переднюю ногу, носок которой чуть повернут вовнутрь.

  13. Цзопаньбу - «сидение на нижних конечностях»

    Левая нога делает поперечный шаг вперед правой ногой, одновременно со скрещением ног приседают.

    Колено правой ноги согнутого, внешняя сторона голени и бедра касаются земли. Левая голень поперечно перемещается к правому бедру и плотно к нему прижимается.

    Взгляд устремлен вперед.

Как тренировать

Для начала стойки можно выполнять в указанной последовательности, удерживая каждую от 10 до 30 секунд.

Позже стоит выполнять эту последовательность в прямом и обратном направлениях и добавить статическое удерживание некоторых позиций до 3 - 5 минут.

Так же следует отрабатывать разные переходы из одной позиции в другую, согласуя их с движением корпуса, рук, направлением взгляда.

Нужно постоянно проверять, насколько быстро и легко вы можете сменить позицию.

Во всех стойках необходимо обращать внимание на положение поясницы. Ошибки и правильное исполнение схематично показано на рисунке.