Учитель Ван Пэйшэн (Ван Лицюань) и багуа чжан
Учитель Ван Пэйшэн (Ван Лицюань) больше известен как мастер стиля У ши тайцзи цюань. Но помимо этого направления традиционного угун, он имел большие знания и опыт в изучении багуа чжан нескольких аправлений.
Инь ши багуа чжан он изучал у мастера Ма Гуя (Ма Ши цинь), личным учеником которого он стал еще в очень молодом возрасте. По структуре и технике эта разновидность инь ши багуа чжан близка к направлению багуа чжан мастера Цао Чжуншэна, который также учился у Ма Гуя.
Техническую основу этого вида багуа чжан составляет набор из 8 «ладоней» по 8 приемов в каждой, которые выполняются в движении по кругу. Первая, третья, пятая и седьмая «ладони» больше ориентированы на использование техники рук, а вторая, четвертая, шестая, восьмая на использование техники ног.
Также существует большое количество базовых и стилевых гунфа – методов и линейно выполняемых даньцао – одиночных базовых приемов, в которых прорабатываются базовые техники, входящие в основной комплекс.
Направлениям чэн ши багуа чжан и лю ши багуа чжан учитель Ван Пэйшэн обучался у известного в Хэбэе мастера Гао Кэсина, также получал наставления у известного мастера чэн ши багуа чжан Сун Сикуня. У знаменитого мастера Хань Муся, который был учеником мастера Чжан Чжаодуна изучал багуа чжан и синъи цюань.
Багуа чжан направления сунь ши осваивал у мастера Сунь Шутана. В изучении любого стиля или даже отдельного приема учитель Ван всегда стремился познать его глубинные принципы и индивидуальную черту, манеру.
Сохранилось большое количество записей списков технического арсенала багуа чжан, которые собирал и практиковал учитель Ван. Упоминались и стандартные наборы и разновидности,
- лаоба чжан
- бада чжан
- чжуан чжан
- 8-13 дань цао
- 72 ань туй
- усин туй
- усин чжан
- куай чуй
- 34 сань шоу
- 74 чжао
- 64 сань шоу лу
- 64 ладони чжитан
- лянхуан чжоу
- фан би чуй ба ши
- сы чжэн сы юй лян хуан чжан
Особой любовью и уважением учителя Вана пользовалось направление багуа чжан, созданное учеником Дун Хайчуаня Лю Дэкуаном. Этот вид багуа чжан имеет разные названия: Лю ши бафа – 8 методов направления Лю, чжитан багуа чжан – линейные дорожки ладони багуа, чжитан 64 сань шоу багуа чжан.
В некоторых направлениях багуа чжан варианты этих 64 техник используются как набор приемов чжао, собранных в комплекс таолу, и служит для расширения вариантов прикладного применения.
В традиции Ван Пэйшэна «Лю ши бафа 64 сань шоу» сформирован как цельный стиль с теорией и принципами, которые основаны на инь-ян, усин и багуа, набором цзибэньгунов, подготовительными упражнениями
- багуа чжуан
- лян хуан чжуан
- шэнь чжуан
- усин бу
- усин чжан
Каждый из 64 приемов разделен на три части и имеет несколько вариантов выполнения.
Юнфа – прикладное применение каждого приема очень вариативно – от различных видов ударов до захватов, опрокидываний. В зависимости от дистанции и уровня использования и выполнения приемов форма выполнения также значительно меняется. Но принципы сохраняют свою неизменность.
Учитель Ван любил повторять: «Великое Дао очень изменчиво в своих проявлениях. Учитель может изменять методы и технику, но принципы сохраняются всегда». Многие приемы имеют красивые названия, которые не только глубоко передают традиционные корни данного направления, но и формируют важные образы и понятия для понимания тонкого использования силы.
Также многие приемы имеют вариации использования с оружием. Так как их создатель Лю Дэкуан очень любил практиковать работу с разными видами традиционного оружия, особенно копья. Поэтому в мире «цзянху» - «вольного люда» его называли «Дацян Лю» - «Лю - большое копьё».
Учитель Ван Лицюань еще с детства любил «у дао, нун бан» - упражняться с саблей и шестом и за годы учебы у разных учителей осваивал много видов различного классического оружия. Как часто говорят в среде угун – познавал «18 видов оружия: 9 длинных, 9 коротких». У учителя Чжан Юйляна обучался традиции таньтуй и чацюань, у учителя Ма Шицинь (Ма Гуй) изучал Инь ши багуа чжан, у учителей Ян Ютина и Ван Маочжая У ши тайцзи цюань, у Хань Муся изучал хэбэй пай синъи цюань и багуа чжан (Чэн ши и Чжан ши), у мастеров Чжан Литана, Ли Шувэнь и У Сяфэна изучал бацзи цюань.
За годы практики и учебы мистер Ван Лицюань накопил большой опыт и мастерство во владении саблей, мечом, копьем и шестом различных стилей, техник, манер. Такие техники, как тайцзи дао, тайцзи цзянь, багуа дао, багуа цзянь, чунян цзянь, кунлунь цзянь, цисин ган, тайцзи шисань цян, сыши у тан цян, люхэ цян, входили в его богатый арсенал.
В старые времена этапы обучения и владения сабельной техникой делились условно на
- чжань
- син
- лун
Большое внимание уделялось становлению и развитию шэнь фа – методы тела (в традиции Ван Лицюаня выделяли 9 важных требований к 3 уровням) и буфа – методы перемещений. Также уделяли внимание и шоу фа – технике рук и туйфа – технике ударов ногами, янфа – методы тренировки взгляда.
Многие специфические гунфа - методы были направлены именно на развитие требуемых качеств шэньфа (цельной работы всего тела), выполняемых с оружием (сабля, меч, копьё, шест) и без него.
Разновидностей техник непосредственно владения саблей – дао фа, достаточно много и названия в зависимости от направления или стиля часто варьируются. В зависимости от размера и конструкции оружия изменяются и задачи, техника и манера его использования.
Для дань дао – «одиночной» - «однохватной» сабли характерны свои приоритеты в технике и манере, для кань дао шуаншоу дао – «двурочной» свои, для большой багуа дао – сабля «багуа» естественно свои. Многие из этих техник можно свести в определенные группы (которые обозначают одним иероглифом), в которых технические действия часто отличаются лишь типом усилия или направлением действия.
Основными в направлениях Ван Лицюаня и Ши Сюанмэй считаются следующие:
- бао, - туй, - дай, - гэ, - то, - цзя, - бо, - цзуань, - пи, - кань, - чжань, - цзе, - ти, - ляо, - тяо, - дянь, - шуай, - сао, - мо, - шань, - кэ, - хуа, - юнь, - чжа
– характерные для сабли и копья пронзающие действия («дао цян чжа, цзянь ци, гунь
чо» – сабля и копье пронзает, меч колет, шест «втыкает»)
Тренировка сабельной техники проходила в: индивидуальных упражнениях, парной наработке каждой техники и её вариаций, тренировке в ударах и рубках на предметах и тренажерах (сила, скорость, точность), тесты на «разрубывание и пронзания», тренировка в учебных поединках на «легких и мягких» клинках при использовании защитной амуниции.
Сохранение техники обычно осуществлялось в виде набора характерных приёмов – чжао, выполняемых в виде «дорожек» - тан или собранных в комплексы упражнений - таолу. В таком виде именно сохранялись структура и набор технических действий и приемов, но не изучались в виде многократного повторения комплексов таолу.
Часто в наше время изучение сабельной и другой оружейной техники начинается с разучивания связок приёмов или же с таолу-комплексов и в общем-то этим и заканчивается. Что ставит весь процесс обучения с «ног на голову».
Данный подход позволяет последователям быстро запомнить много технических действий и приёмов, но почти полностью лишает понимания и вариативного применения сабельной техники.
Учитывая, что уровень развития и понимания шэньфа- методов тела, и буфа- методов шага, у начинающих обычно невысок, то такой подход в обучении закладывает и «затренировывает» очень большое количество недочетов и ошибок. Но внешне выполняемые техники и «накатанные комплексы» выглядят красиво и достаточны для выступлений на соревнованиях по бяоянь таолу – показательные выступления с комплексами.
Материал взят с сайта http://wulin.com.ua